АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Б.Н.КАНТЕМИРОВ

На этапе создания основ теоретической космонавтики и за годы практической космонавтики аэрокосмическое образование преследовала единственную цель – подготовку кадров для ракетостроения, а затем для ракетно-космической и аэрокосмической отраслей народного хозяйства. Впечатляющих результатов в области аэрокосмического образования достигли США, где оно реализуется главным образом в форме космических лагерей, Ассоциации юных астронавтов, Международного космического университета и других (менее массовых) ферм работы. Ряд стран в мире приняли концепцию аэрокосмического образования, «отработанную в США (ЯПОНИЯ, Канада» Саудовская Аравия), другие пошли своим путем (например, Франция). Накоплен оригинальный опыт и в нашей стране. Его основная особенность – то, что аэрокосмическое образование реализуется через традиционные формы работы с учащейся молодежью (школьные музеи, кружки научно-технического творчества, профессиональные школы и т. п.), наполнив их деятельность космическим содержанием. В последние годы появляется опыт создания структур, изначально ориентированных на реализацию задач этого образования. Ставятся и иные, менее утилитарные задачи. Ситуация изменяется, и космическое образование следует рассматривать теперь как средство приобщения широких слоев населения к интеллектуально-духовному потенциалу теоретической и практической космонавтики, всему опыту взаимоотношений Человека и Космоса. Эта идея в той или иной степени полноты, стихийно или осознанно, находит распространение в мире.

Учитывая накопленный практический опыт и другие факторы, можно сформулировать следующие основные концептуальные положения аэрокосмического образования в современном обществе.

Одно из очевидных направлений аэрокосмического образования – профессиональная подготовка кадров для аэрокосмической отрасли народного хозяйства. За годы становления практической космонавтики сформировалась система подготовки кадров для ракетно-космической отрасли, в которой собственно профессиональная подготовка специалистов осуществляется в государственных учебных заведениях, высших и средних специальных заведениях, профессионально-технических училищах. Следует оговорить лишь профессию космонавта, которая, кроме комплекса специальных знаний, предусматривает наличие у человека таких качеств, как привычка работать в условиях дискомфорта и помех, умение одновременно наблюдать за работой многих систем и агрегатов, принимать решения в экстремальных условиях и т. п. С учетом этого для подготовки космонавтов было создано специальное учебное заведение – Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. В целом традиционная система подготовки кадров удовлетворяет требованиям подготовки специалистов для работы над новыми космическими проектами. Тем не менее существующая система государственных структур подготовки кадров для аэрокосмической отрасли нуждается в совершенствовании. Главным здесь является создание системы, ранней профессиональной ориентации учащихся, формирования у них стойкого интереса к космонавтике, желания посвятить свою жизнь этим профессиям, постановка работы по выявлению и отбору одаренных детей и молодых людей, заинтересованных в профессиональном занятии в одной из областей аэрокосмической отрасли. Чтобы решить эти задачи, необходима специальная работа с учащейся молодежью и просветительская работа с широкими слоями населения.

В области подготовки кадров для аэрокосмической отрасли можно выделить две категории молодежи, начальное аэрокосмическое образование которой следует организовать прежде всего. Это, во-первых, учащаяся молодежь, желающая посвятить себя профессиональному занятию космонавтикой. Основная цель работы с этой категорией учащихся: а) формирование у нее стойкого интереса к аэрокосмической деятельности, желание профессионально заниматься в одном из направлений этой отрасли; б) ранняя профессиональная ориентация и выбор профессии, адекватной природной предрасположенности индивида; в) начальное профессиональное образование.

Во-вторых, это учащиеся учебных заведений аэрокосмического и ракетного профиля, молодые сотрудники НИИ, КБ, заводов аэрокосмического профиля. Цель работы с этой категорией молодежи: а) содействие наилучшему усвоению учебных программ; б) стимулирование творчества и творческих способностей молодых специалистов; в) приобщение их к работе по аэрокосмическому образованию учащихся.

Отечественный исторический и современный опыт, а также современный опыт зарубежных стран показывают, что успешно решать задачи начальной подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли могут общественные (негосударственные) структуры. Для этого целесообразно использовать известные в настоящее время и хорошо себя зарекомендовавшие формы работы, которые можно разделить на две группы. Первая группа – это постоянно действующие структуры, такие, как кружки и клубы юных космонавтов и летчиков, кружки научно-технического и художественного творчества, школьные и институтские музеи космонавтики и авиации, студенческие конструкторские бюро. Это традиционные для нашей страны формы работы с молодежью. Однако работа в этой группе структур в настоящее время не обеспечена методическими разработками и учебными пособиями по различным направлениям космонавтики, что отражается на качестве начальной подготовки ребят.

Осознание этого привело к тому, что в последние годы в стране стали создаваться новые формы работы, напрямую решающие задачу подготовки ребят для дальнейшей учебы. Несколько лет работает Всесоюзная очно-заочная радиошкола «Юный космонавт», Малая академия космонавтики, специализированные школы авиации и космонавтики, созданные при Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе и Красноярском государственном университете.

Наряду с постоянно действующими структурами по аэрокосмическому образованию молодежи широкое распространение получили периодически действующие формы работы: конкурсы, олимпиады, семинары, конференции, научные чтения и т. п. Наиболее популярны из них действующий уже 20 лет Всесоюзный конкурс «Космос» и международный конкурс «Малый интеркосмос», малые Королевские и Гагаринские чтения.

Большими возможностями в решении задач аэрокосмического образования советской молодежи обладает созданное в 1968 г. Всесоюзное аэрокосмическое общество «Союз».

Выход человека в космос изменил его отношение к природе, к самому себе, обогатил его восприятие окружающего мира. Перед человеком открылись безграничные просторы, ему могут стать подвластны огромные массивы вещества и энергии, бесконечные объемы информации. Его сознание испытывает мощное воздействие новой среды. В одном интервью летчик-космонавт СССР В. Шаталов сказал: «Возможно, вы не поверите, но космос обладает своей таинственной силой и властью над психикой. Мы не знаем, как это происходит, но оттуда к нам возвращаются новые люди, совсем иные, более открытые, общительные, альтруисты. В общем, космос делает их лучше». Таких свидетельств можно привести много, этот феномен еще нуждается в изучении в объяснении. Но уже сейчас он может быть использовав для воспитания человека, так «аи можно опосредованное влияние космонавтики на сознание человеку. Мировоззренческим потенциалом обладает также космическая техника. Космические системы и комплексы, будучи глобальными и межпланетными, по своей природе, способны формировать планетарное, космическое мировосприятие у всякого, кто соприкасается с этой техникой даже на любительском уровне.

Чтобы использовать эти возможности .космонавтики, необходимо наладить в стране работу по еще одному направлению аэрокосмического образования и охватить этой работой специалистов, профессиональная деятельность которых непосредственно с космонавтикой не связана. К этой категории специалистов относятся педагоги, работающие с учащимися по. тем или иным направлениям космонавтики, специалисты, занятые художественным творчеством, отражающим космическую деятельность человечества, работники музеев космонавтики; журналисты, работающие по космической тематике.

Наконец, еще одно направление аэрокосмического образования – просвещение широких слоев населения, той ее части, в своем количестве подавляющей, но не испытывающей по тем или иным причинам к космонавтике особого интереса. Эта работа позволяет решить задачу космизации индивидуального сознания, формирования позитивного к космонавтике общественного мнения. Без космизации индивидуального сознания нам не решить многие жизненно важные земные проблемы, прежде всего проблему экологии. Космизация индивидуального сознания важна еще и потому, что человек вступает во взаимоотношения с Космосом не как созерцательный субъект, но как мощная преобразующая сила. Человек располагает средствами, способными осуществлять преобразования Природы планетарного и космического масштаба, которые без соответствующей нравственной опоры, основанной, в частности, на космическом сознании, могут привести и уже приводят к бедственным последствиям. Вот почему процесс космизации индивидуального сознания необходимо сделать процессом сознательного управления, и работу эту начинать с молодежи, независимо от ее отношения к космической деятельности. Войдя в повседневную жизнь людей, космическое индивидуальное сознание и мировоззрение будет жить в ней, переходя от поколения к поколению, создавая ту благоприятную среду, в которой будут расти и формироваться будущие поколения исследователей Космоса.

35


в начало оглавление вперед