УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Попробуем сравнить, как принимаются определяющие решения в существующей системе управления космонавтикой и как они должны приниматься в рамках описанной схемы управления.

Действующая в настоящее время в СССР долгосрочная космическая программа разработана в ЦНИИМАШ (Министерством общего машиностроения). Она основана на анализе предложений организаций, использующих результаты космической деятельности, и принята СМ СССР. Программа засекречена, но даже опубликованная краткая рекламная выжимка из нее дает основания предполагать, что сумма интересов отдельных ведомств и организаций не отвечает в полной мере интересам государства и общества.

Кроме того, очевидно, что в нынешней политико-экономической ситуации программа невыполнима и не может быть ориентиром для практической деятельности. Такое положение – прямое следствие отклонений от рациональной (и общепринятой в мировой практике) системы принятия решений в космической деятельности. Эта программа не опирается на целостную концепцию, не учитывает неизбежных изменений в экономических структурах, не обеспечена законодательной поддержкой и, в конце концов, не известна не только широкой общественности, но и специалистам.

Динамику принятия и реализации управленческих решений в области космонавтики с учетом изложенного выше можно представить в следующем виде:

1. Федеральный совет по космонавтике с учетом интересов республик, заказчиков на космическую продукцию и услуги, производителей космической техники формирует Государственную космическую программу и предложения по ее бюджетному финансированию. В формировании программы принимают участие полномочные представители Государственного комитета по космонавтике, АН СССР, Министерства обороны, других государственных организаций, участвующих в космической деятельности. Запрашиваются предложения и информация о планах негосударственных предприятий « организаций, связанных с космонавтикой.

2. Проект программы направляется Президенту СССР, открытая часть проекта (не связанная с оборонными задачами) публикуется.

3. Президент СССР в случае своего согласия с положениями программы направляет ее в Верховный Совет СССР. В противном случае – возвращает на доработку.

4. Верховный Совет СССР принимает закон, определяющий режим финансирования Государственной космической программы по основным позициям, и направляет его в Государственный комитет по космонавтике к исполнению. Верховный Совет в случае несогласия может возвратить программу на доработку.

5. Государственный комитет по космонавтике на конкурсной основе распределяет государственные заказы между предприятиями и организациями. При выборе того или иного исполнителя он руководствуется результатами экспертизы представленных исполнителями проектов.

6. Исполнители государственных заказов совместно со своими субподрядчиками организуют работы по их выполнению, реализуя тем самым Государственную космическую программу.

7. Предприятия и организации в качестве самостоятельных хозяйственных субъектов могут на договорных началах принимать участие в финансировании Государственной космической программы или проводить собственные космические проекты в рамках действующего законодательства.

8. В ходе выполнения Государственной космической программы Президент и Верховный Совет принимают оперативные решения по коррекции космической деятельности. При этом они руководствуются результатами экспертиз и материалами обсуждений Государственной, программы и процесса ее реализации специалистами и общественностью.

27


в начало оглавление вперед