ОБ ЭКОНОМИКЕ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коренная реформа в космонавтике требует разработки экономических моделей, приспособленных к осуществлению высокотехнологического производства в условиях рынка.

При рассмотрении таких моделей необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

тесное переплетение фундаментальных космических исследований, опытно-конструкторских работ, производства космической техники и ее эксплуатации;

высокую стоимость работ, связанных с осуществлением космической деятельности, и соответствующих материальных фондов;

невозможность организации крупносерийного производства в космической промышленности, постоянное обновление образцов космической техники, оборудования и аппаратуры;

узость внутреннего рынка для наукоемкой продукции космической промышленности и результатов космических исследований;

большое давление политических факторов при осуществлении космической деятельности.

Соответственно адекватная экономическая модель космонавтики должна предусматривать:

наличие госбюджетных ассигнований как основного источника финансирования практически на всех стадиях технологического цикла;

диверсификацию производств;

гибкость организационных форм, обладающих возможностью оперативной переналадки отдельных производственных участков на выпуск новой продукции;

создание значительных резервных и страховых валютно-финансовых фондов;

прямой выход космических фирм на мировой рынок.

В связи с известными финансовыми трудностями остро стоит вопрос о коммерческой космонавтике, способной вернуть хотя бы часть средств, вложенных в создание и развитие космического комплекса. Продуманная система коммерциализации космических наработок, как показывает мировая практика, дает значительный экономический эффект. Размеры государственного финансирования космонавтики определяются характером космических программ и степенью отработанности космической технологии. Чем эффективнее в коммерческом смысле космическая программа, тем меньшее участие в ней должно принимать государство.

Эта парадоксальная на первый взгляд ситуация объясняется тем, что государство – плохой торговец. Опыт свидетельствует, что максимальную прибыль и развитие коммерчески выгодного направления удается получить, только передав это направление негосударственным структурам. Государственные органы должны вкладывать финансовые средства и материальные ресурсы в космические проекты лишь в качестве стартового капитала Как только доходы от данного проекта уравняются с расходами, он должен быть передан в ведение самостоятельным хозяйственным субъектам. Доходы государства на авансированные средства в этом случае образуются через налоги и арендную плату за использование государственной собственности.

Для продвижения в этом направлении на данном этапе, с нашей точки зрения, было бы оптимальным вычленение отдельных участков госбюджетных организаций и планово-убыточных предприятий в хозяйственные самостоятельные венчурные фирмы или создание таких фирм совместно с другими советскими и зарубежными предприятиями.

Венчурные фирмы в форме кооперативов, .малых предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, увязанные по холдинговой схеме, могли бы служить для космонавтики источником отдельной финансовой подпитки. Они могли бы использоваться для оперативного выпуска на основе космической технологии различных товаров промышленного и потребительского спроса. Наконец, они могли бы взять на себя риск осуществления операций на международном космическом рынке, предохраняя тем самым крупные родительские НПО от неравнопрочных связей с мелкими зарубежными посредническими фирмами.

Большой экономический потенциал космонавтики скрыт в интеллектуальной собственности, созданной за 30 лет космических исследований и разработок ракетно-космической техники. Он может быть реализован только тогда, когда будут признаны в качестве равноправных субъектов государство, финансирующее космическую деятельность, предприятие как организованная форма ведения такой деятельности и конструктор или коллектив специалистов, умом которых создается тот или иной космический аппарат. Автор изобретения или «ноу-хау», сделанных в ходе космического эксперимента, должен получить право использовать свой интеллектуальный продукт либо контролировать его использование государством на договорной основе. В противном случае мы потеряем не только интеллектуальный капитал космонавтики, в силу известной невосприимчивости советской экономической системы к техническим инновациям, но и «мозги», которые ныне в большой цене в мировых научно-технических центрах.

18


в начало оглавление вперед